Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Блог Дворака С. Л., учителя физики ГУО "Средняя школа №13 г. Мозыря"
Блог вожатого Кунгер Карины Евгеньевны
Наш канал
Сайт школьной библиотеки
Беларусь помнит
Республиканская патриотическая акция "Цветы Великой Победы"
:: ::

Рекомендации педагогам

Подготовка учащихся 11 класса к централизованному тестированию по математике

 

Учитель Гелеверьева И.С.

 

В настоящее время традиционные формы проведения вступительных экзаменов заменены тестированием.

Тестовые материалы подготавливаются централизованно, их создают опытные коллективы, состоящие из лучших педагогов-практиков, ученых-методистов и преподавателей вузов нашей страны. Все это позволяет оценку учебных достижений выпускников школ и всех других учебных заведений, дающих среднее образование, провести стандартизированно – в максимально однородных условиях и с применением однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов. 100-бальная оценочная шкала позволяет дифференцировать выпускников по уровню математической подготовки.

В рамках ЦТ одновременно осуществляется проверка овладения учебным материалом по математике за курс X-XI классов средней школы, усвоение которого проверяется на выпускном экзамене, и тех предметных тем, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Исходя их этих причин, содержание тестового материала достаточно широко, но оно не выходит за рамки школьной программы и программы для поступающих в вузы.

Анализ результатов ЦТ за последние 10 лет позволил сделать вывод, что типичные ошибки учащихся повторяются из года в год. Среди них: неумение преобразовывать выражения с радикалами, неумение выделять полный квадрат. Плохие практические навыки при действиях с логарифмами, модулями. Также можно отметить нетвердое знание и практическое владение формулами сокращенного умножения (что особенно подвело тестируемых при упрощении выражений с рациональными показателями), непрочное усвоение формул тригонометрии. Очень часто учащиеся игнорируют О. Д. З. в уравнениях, не владеют техникой решения неравенств. В тригонометрических уравнениях определенные затруднения испытывают при отборе корней для заданного промежутка. Иногда тестируемых подводило неумение переформулировать задачу, свести ее к решению системы уравнений. Весьма слабое владение такими понятиями, как вектор, координаты векторов, скалярное произведение, коллинеарность векторов. Многие учащиеся недостаточно владеют методикой исследования функций с помощью производной, путают понятия экстремумов функции со значениями абсцисс в стационарных точках. Некоторых подвело неумение делать эскизы графиков функций, незнание подходов к решению задач с параметрами. В задачах по планиметрии тестируемых не хватало творческого подхода, мешало найти правильное решение слабое владение формулами для вписанной в треугольник и описанной вокруг треугольника окружности, соотношениями между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. В одной из задач по стереометрии для многих оказалось неразрешимой проблемой построение сечения, проходящего через заданные точки.

Рекомендации по совершенствованию преподавания

математики для подготовки к ЦТ по математике

  1. Проведение ЦТ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к этой форме контроля знаний. Тестирование можно применять при тематическом контроле, проверке домашних заданий и т.д. с привлечением технических средств обучения (компьютеров).
  2. Отдельные задачи с практической направленностью также можно преподносить учащимся в виде лабораторной работы тестового содержания.
  3. В дальнейшем при расширении тестовых форм контроля можно планировать в качестве домашних или творческих заданий составление тестов самими учащимися с предварительным ознакомлением со спецификой данного рода деятельности.
  4. Анализ решенных на ЦТ заданий позволяет в дальнейшем актуализировать мнение учащихся о необходимости прочного изучения и усвоения теории, развития умения анализировать задачи.
  5. Больше внимания следует уделять решению задач различными методами, развитию навыков по словесному содержанию задачи составлять ее аналитическое выражение, геометрическую интерпретацию (если это возможно) и наоборот.
  6. На уроках математики должны быть постоянно обозначены как межпредметные связи, так и связи с реалиями внешнего мира, закладываться хорошие навыки логического мышления для дальнейшего изучения предметов естественно-научного цикла и практической жизнедеятельности.

Конечно же, подготовка учащихся к ЦТ – огромная нагрузка для учителя. В связи с этим в ближайшие годы целесообразно изменить тематический и календарные планы в выпускных классах для регламентированного повторения школьного курса математики.

 



Вернуться в раздел Рекомендации педагогам

Соседние подразделы:
Педагогические советы

Директор
Капнина Марина Петровна
8 (0236) 21-88-22
school13-mozyr@yandex.ru
Skype school13-mozyr

Бульвар Юности, 47, 247760, г. Мозырь, Гомельская область, Республика Беларусь
Открыть контакты

Анкетирование педагогов
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Мозырского райисполкома
Национальный институт образования
Интернет-портал Президента Республики Беларусь
Мозырский районный исполнительный комитет
Детям об армии
Детский правовой сайт
БРСМ
МГПУ им.Шамякина
Гомельский областной профориентационный портал
Электронные версии учебников
Спасатели глазами детей
МЧС Беларуси
Школьный молодёжный клуб "Extreme" ГУО "Средняя школа №13 г. Мозыря"
Волшебная книга МЧС
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ – СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании